|
Историческая справкаТрогир был основан в III в. до н.э. греками-дорийцами, выходцами из Сиракуз, обосновавшимися еще в 390 г. до н.э. на адриатическом острове Вис (Исса). Вероятно, еще раньше на том острове, где находится Трогир, было иллирийское поселение. Греки называли свою торговую факторию Трагурион, т.е. место, где пасутся козы. Трогир упоминался такими великими греками, как Птолемей и Страбон. От времен греческой колонизации в Трогире сохранилось немного: небольшой жертвенник с посвящением богине Гере и часть мраморного рельефа с изображением женщины за домашней работой (возможно надгробия), а также несколько монет.В римский период Трогир являлся важным портом и зернохранилищем, мы находим упоминание о нем у Плиния Старшего (23 - 79) и в римских картах. Благодаря близости и хорошим связям с Салоной, бывшей центром римской провинции Далмация, в Трогире активно развивались сельское хозяйство (выращивание оливок и апельсинов), ремесла (резка камня) и торговля. При императоре Клавдии (41 - 45) в Трогире селились особо отличившиеся ветераны. От римских времен сохранились остатки вилл и терм, многочисленные надписи и стел-лы, в том числе с изображением Пана и Бахуса. В V в. Трогир, как и остальная Далмация, вошел в состав провинции Византийской империи с правителем (экзархом) в Равенне. О Трогире упоминал византийский император Константин Багрянородный в своем сочинении "De administrando imperio". Благодаря своему островному положению Трогир избежал печальной участи Салоны и других городов, подвергшихся разрушительному нашествию аваров и славян в 614 г. В VII в. в этих местах появляются хорваты, а в IX в. граждане Трогира платят дань хорватскому князю Здеславу (878 - 879) за право свободного пользования собственностью на материке. Краткий период, в начале IX в., Трогир находился под властью франков, о чем свидетельствуют найденные надписи и золотые монеты с изображением Карла Великого. Начиная с IX в. и в течение последующих двух веков хорваты активно проникают в Трогир, о чем свидетельствуют документы о строительстве Базилики Св. Мартина (позже, св. Барбары) и Монастыря Св. Дуе, где упоминаются только хорватские имена мастеров и высокопоставленных особ. В 1107 г. с падением национальной хорватской династии Трогир признает власть венгерского короля Коломана и получает от него Грамоту с гарантиями освобождения своих граждан от уплаты королевских податей (за исключением незначительных портовых сборов), сохранения его прежних законов и свободных выборов Ректора и Епископа. Такие привилегии способствовали процветанию Трогира в течение XII - XIV вв., за исключением небольшого периода после нашествия сарацинов в 1123 г., когда жители были вынуждены бежать из своих разоренных домов в Сплит. В 1242 г. Трогир укрыл венгерского короля Белу IV с семьей, вынужденного спасаться бегством от татаромонгольских захватчиков сначала на острове Чиово, а затем на островке Кральевац (Kraljevac, королевский). В благодарность Бела IV даровал Трогиру значительные привилегии и земли, ранее принадлежавшие Сплиту, что привело к двухлетней войне с жителями Сплита, верх в которой одержали трогирцы. Общественная жизнь Трогира регулировалась Уставом, согласно которому политическая власть принадлежала знати и епископу, органами законодательной и исполнительной власти стали Большой, Малый и Тайный Совет, правосудия -Ложа. Определенную роль в общественной жизни Трогира играли братства из горожан, объединенных по ремесленно-религиозному принципу. Периодически братства пытались (в том числе и вооруженным путем) расширить свои права. Самым кровопролитным из таких выступлений было восстание 1357 г. под предводительством Якова Архидиакона. С 1420 по 1797 г. Трогир, как и большая часть Далмации, находился под властью Венеции. Установление венецианского владычества не было мирным, ему предшествовала ожесточенная и кровопролитная борьба граждан Трогира (включая женщин) под руководством Ректора города с венецианцами. Захватить город им удалось 22 июня 1420 г. Городские свободы были отменены, управление перешло в руки губернатора, присланного из Венеции и наделенного неограниченными полномочиями. Однако трогирцы продолжали оказывать социально-культурное противостояние венецианцам. Несмотря на активное внедрение венецианской культуры и итальянского языка в середине XVI в., простые жители продолжали говорить по-хорватски и следовать хорватским обычаям. В 1694 г. трогирцы потребовали от Папы, чтобы епископы, назначаемые в Трогир, владели хорватским языком. Турецкие набеги и связанные с этим военные расходы подорвали экономическое благополучие города, после 1598 г. (завершение строительства Кафедрального собора) в нем уже не велось активных строительных работ. Попытки культурного и экономического оздоровления были предприняты в 1806 г. при губернаторе Вико Дандоло, когда в Трогире была открыта школа и первые в Хорватии медицинские курсы по хирургии и акушерству. Тогда же в санитарных целях была проведена расчистка города. При французах (1806 - 1814) в Трогире происходили народные волнения, в основном направленные против принудительного набора из местных жителей рекрутов в наполеоновскую армию. Официальной властью Трогира в городе был воздвигнут памятник генералу Мармонту (Marmont), правителю Иллирийской наполеоновской провинции. Ныне он является единственным из сохранившихся в Далмации памятников наполеоновских времен. С 1814 по 1918 г. город находился в составе Австрии (с 1867 г. - Австро-Венгерской империи). С 1828 г. Трогир перестал быть епископской резиденцией и начал приходить в упадок, став Богом забытым провинциальным городком. В 1832 г. в период эпидемии холеры умерло около 200 жителей. Ранее величественные дворцы с прекрасными библиотеками и ценными архивами были разграблены и постепенно разрушались, церкви закрылись или были превращены в склады. Революционное движение 1848 г. разбудило город, а в 1887 г. после упорных баталий с итало-ориентированным населением коммуна Трогира объявила о своей принадлежности к Хорватии. Первая мировая война принесла еще одну волну разорения в Трогир. В 1918г. трогирцы поднялись на борьбу с авантюристами, руководимыми Д' Аннунцио, желавшими в условиях анархии присоединить Далмацию к Италии. В начале 30-х гг. XX в. в Трогире начинает развиваться туристическая индустрия. Его посещают многие знаменитости: Бернард Шоу, называвший Трогир "Венецией в миниатюре"; прославленные влюбленные беглецы - наследник английского престола Эдвард VIII и американка Уоллес Симпсон. С апреля 1941 по октябрь 1944 г. город был оккупирован итальянскими фашистами. В послевоенное время он утратил часть своего неповторимого очарования в результате проведения масштабной непродуманной застройки, особенно в северной части. Но одновременно проводилась и реставрация исторических памятников (Дворец Чипико), был открыт Городской музей. В 1997 г. Трогир был включен ЮНЕСКО в Список мирового культурного наследия. Кафедральный собор Св. Ловро (XIII - XVI). Исследования показали, что собор был воздвигнут на фундаменте древней базилики, разрушенной при нашествии сарацинов в 1123 г. Собор представляет собой трехнефную базилику с тремя полукруглыми апсидами. Он гармонично сочетает романскую монументальность кладки с изящными элементами венецианской готики. Перекрытия свода в центральном нефе датируются XV в., в этот же период был построен нартекс, а западный фасад был украшен готическим окном-розой. Западный портал с богатым скульптурным декором выполнен мастером Радова-ном с помощниками в 1240 г. Пилястры фасада украшены рельефными изображениями апостолов и святых в византийском статичном стиле, колонны - аллегорическими изображениями месяцев года с реалистичными сценами из повседневной жизни согласно изображаемому сезону года. Стилизованные зодиакальные знаки искусно помещены Радованом в декоративный рельеф. Малые полукруглые колонны украшены цветочным орнаментом и рельефами со сценами охоты, битв и игр. Библейские сцены также полны реализма, наиболее искусно выполнены обнаженные фигуры Адама и Евы в окружении львов. Среди многочисленных изображений на портале присутствуют фигуры сарацинов и представителей населения Средиземноморья. Другим замечательным памятником искусства в соборе, но уже другой эпохи - Возрождения, является Капелла Ивана Урсини (1461-1497) работы ученика великого Донателло, архитектора и скульптора Николы Флорентинца. В сокровищнице собора хранится собрание средневекового изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Колокольня собора представляет собой органичное смешение романского, готического и ренессансного стилей. В городе сохранились несколько готических монастырей и церквей XIV в., дома в стилях поздней готики и ренессанса (XVI), а также остатки городских укреплений и замок XIV - XV вв. | |||||||||
© Croatia-Trogir 2006-2013